Вопросы — ответы
С чего начинается психотерапия? Даже для тех, кто уже бывал в кабинете психолога, иногда становится откровением тот факт, что между участниками процесса заключается контракт.
Это необязательно должен быть письменный договор, можно договориться устно.
После выяснения запроса и подтверждения того, что психолог может взять себе этого клиента (бывают и «противопоказания»), оговариваются условия проведения консультаций. Сколько стоит одна сессия, за сколько времени психотерапевт должен уведомить клиента об изменении цены, как часто проходят встречи, какие последствия будут у опозданий и пропусков встречи — как со стороны клиента, так и со стороны терапевта.
Терапевт обязан создать безопасные условия для клиента, и контракт — устный или письменный — их основа
Пропущенная сессия не должна быть просто пропуском. Ответственность должна быть как у психолога, так и у клиента. Оплата за пропущенные сессии не дает клиенту «спрыгивать» с сессии в последний момент, относится безответственно к своему времени, к своей терапии, к самому себе.
Так же обсуждается момент ведения записи сессии.
Если клиент соглашается на письменное фиксирование, аудио- или видеозаписи сессий, то психотерапевт обязан хранить их в защищенном от третьих лиц месте. По первому требованию он обязан показать записи клиенту. Если клиент возражает против каких бы то ни было записей, даже в блокноте, психотерапевт должен подчиниться и положиться на собственную память.
Консультация должна проходить в «безопасном» пространстве, где нет посторонних людей, а самому процессу терапии не должны мешать звонки и сообщения в телефоне.
В некоторых случаях психотерапевт может или даже обязан отказать клиенту в работе.
«Есть такое понятие, как компетентность, Если я, например, не специализируюсь на семейной терапии или психосоматике или не имею специального клинического и психиатрического образования и я понимаю, что передо мной «не мой» клиент, я обязана отказаться от него и, при желании, передать более компетентному специалисту. Иначе очень велик риск ему навредить».
Есть вопросы на грани клинической психологии или даже психиатрии, которые неопытный психолог может не разглядеть. Или — что хуже — заметить, но переоценить свои возможности. Это попросту опасно для клиента.
Клиенту не надо стесняться спрашивать психолога о его образовании, опыте, просить рекомендации других специалистов. Стоит навести справки, в конце концов. Клиент имеет право обратиться в институт, который выдавал диплом психологу, и написать жалобу в этическую комиссию о том, что его взял в работу специалист с неподтвержденной компетентностью.
Важно задавать вопросы о компетентности на стадии знакомства или до него, формулируя свой запрос.